Слабоуспевающий ребенок рядом с нами
(информация для педагогов)
ТИПОЛОГИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
По Мурачковскому Н.И.:
- учащиеся с низким качеством мыслительной деятельности и положительным отношением к учению;
- учащиеся с высоким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учению вплоть до полной утраты позиции школьника.
По Славиной Л.С. неуспеваемость может вызываться:
- неправильным отношением к учению;
- трудностями усвоения учебного материала, связанными с тем, что обычно называют отсутствием способностей;
- неправильно сформировавшимися навыками и способами учебной работы;
- неумение трудиться (имеется в виду учебный труд);
- отсутствием познавательных и учебных интересов.
НАЧАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
- увеличение числа ошибок при выполнении учебных заданий;
- расходование времени на выполнение домашних заданий выше школьно-гигиенических норм;
- невыполнение отдельных домашних заданий и частые обращения за помощью;
- появление симптомов снижения интереса к предмету и т.д.
Психологические и психофизические причины неуспеваемости:
- педагогическая запущенность;
- умственное отставание (первичное, связанное с нарушениями работы головного мозга; вторичное, связанное с длительными пропусками в учении или пассивностью ученика);
- ЗПР (временные и поддающиеся корректировке);
- ранняя тугоухость, возникающая в раннем, дошкольном детстве и не замечаемая взрослыми, она приводит к вторичному нарушению умственного развития;
- церебральная астения;
- эмоциональные дефекты.
(А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, А.Р. Лурия)
Оптимальная система мер по оказанию помощи
неуспевающему школьнику
С целью преодоления пробелов в знаниях, умениях и навыках система должна включать следующие виды деятельности:
- Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).
- Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
- Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
- Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий; активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
- При невозможности преодолеть неуспеваемость путем организации самостоятельной работы школьника следует организовать различные формы взаимопомощи, инструктируя соответствующим образом и неуспевающего ученика, и ученика, который будет с ним заниматься. При большой запущенности программного материала учитель сам проводит дополнительные занятия с учеником.
Меры группового подхода и виды помощи в учении неуспевающему ученику
на различных этапах урока
- В процессе контроля за подготовленностью учащихся:
- создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;
- снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
- предложение учащимся примерного плана ответа;
- разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
- стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
- При изложении нового материала:
- применение мер поддержания интереса к усвоению темы;
- более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;
- привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.;
- привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
- При организации и в ходе самостоятельной работы на уроке:
- выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение числа их;
- более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
- предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий;
- разбивка заданий на дозы;
- этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых;
- ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;
- напоминание приема или способа выполнения задания;
- указание на необходимость актуализировать то или иное действие, правило;
- ссылка на правило и свойство, которые необходимы для решения задач, упражнения;
- инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;
- стимулированием самостоятельных действий слабоуспевающих, более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.
Рекомендации по работе
со слабоуспевающими учащимися
1. При опросе давайте примерный план ответа; разрешайте пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр..
2. Задавайте наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создавайте специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяйте усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивайте атмосферу благожелательности.
6. На уроке при изучении нового материала чаще обращайтесь к слабоуспевающим учащимся с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала; привлекайте их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого; стимулируйте вопросы учащихся при затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке давайте упражнения, направленные на устранения ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах.
8. Отмечайте положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий.
9. Отмечайте типичные затруднения в работе и указывайте способы их устранения.
10. Оказывайте помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
11. При организации домашней работы подбирайте материал по осознанию и исправлению ошибок. Объем домашних заданий рассчитывайте так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Некоторые советы, как победить стресс
ОБЩИЕ
- Поговорите о своих проблемах с кем-нибудь их близких
- Напомните сами себе, что вы человек и поэтому имеете право не ошибки
- Держитесь настоящего друга или близкого человека, который понимает вас
- Не смотрите на жизнь как на серию неудач, это всего лишь уроки, которые она дает
- Спросите себя: «Что может случится самое плохое?». Затем задумайтесь, как вы поступите, если это произойдет. И вы поймете, что сумеете справиться
ДОМА
- Взгляните на фотографии из семейного альбома, чтобы вспомнить о былом и хорошем
- Сходите в кино на ваш любимый фильм
- Отключите телефон и полежите в теплой ванне
- Купите сами себе букетик цветов
- Поставьте музыку, сядьте поудобнее и закройте глаза
- Сходите в парк
- Вспомните какие-нибудь самые счастливые мгновения вашей жизни
- Позвоните другу (или подруге) с хорошим чувством юмора
- Налейте бокал вина, позвольте себе какой-нибудь деликатес
- Устройте себе спортивную разминку
- Понежьте себя – массаж
- Сделайте что-либо приятное для своего друга (подруги)
- Побывайте у парикмахера
НА РАБОТЕ
- Не сердитесь на справедливую критику и сделайте выводы
- Всегда старайтесь сделать так, чтобы время обеда было и время отдыха
- Все лишнее, что мешает работе (старые бумаги и т.д.), выбрасываете безжалостно
- Купите себе игрушку, напоминающую начальство. Глуповато, но есть на чем сорвать злость
- Время от времени вытягивайте ноги, поводите головой из стороны в сторону, распрямите спину
- После окончания работы дайте себе десять минут, расслабьтесь и посидите с закрытыми глазами
- Если можешь изменить обстоятельства – измени, не можешь изменить – измени отношение к ним
- Жизнь ритмична: спады чередуются с подъемами
- Не переделывай окружающих под свой лад
- Не ожидай «манны небесной», будь реалистом
- Умей смотреть на себя со стороны, люби и цени себя
Профилактика нервно-психологической напряженности учителя
«Научитесь расслабляться»
Для того, чтобы успешнее преодолевать внутреннее напряжение, учителю важно уметь расслабляться, т.е. владеть приемами релаксации.
1. Присядьте поудобнее. Одежда не должна стеснять ваших движений.
2. Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на 10 секунд задержите дыхание. Выдыхайте не торопясь, следите за расслаблением и повторяйте мысленно: «Вдох – выдох, как прилив и отлив». Повторите эту процедуру 5 – 6 раз. Затем отдохните 20 секунд.
3. Волевыми усилиями сокращайте отдельные мышцы. Таким образом «пройдитесь» по всему телу. Повторите процедуру 2 – 3 раза. Расслабьтесь, ни о чем не думайте.
4. Попробуйте как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас от пальцев ног, через икры, бедра, туловище до головы. Повторяйте про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит».
5. Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела.
Вы чувствуете, как напряжение покидает вас: расслаблены ваши плечи, шея, лицевые мускулы. Наслаждайтесь испытываемым ощущением 30 секунд.
«Передышка»
Обычно, когда мы бываем расстроены, начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления. Попытайтесь абстрагироваться от проблем, которые вас беспокоят. В течение 3-х минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете закрыть глаза. Если хотите, посчитайте до 5, пока делаете вдох, и до 7, пока делаете выдох. (Затрата большего количества времени на выдох создает мягкий, успокаивающий эффект.) Представьте, что ваши неприятности улетучиваются.
«Простые утверждения»
Повторение коротких, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением. Вот несколько примеров:
- «Сейчас я чувствую себя лучше».
- «Я могу управлять своими внутренними ощущениями».
- «Внутренне я ощущаю, что у меня будет все в порядке».
Постарайтесь придумать для себя собственные формулировки