ОБОСНОВАНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Политика, в которой заложено наше будущее – это здоровье детей, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Согласно статистическим данным, за период обучения детей в школе, состояние здоровья части детей ухудшается. Проблема сохранения здоровья учащихся в настоящее время является не только педагогической, но и обрела социальное значение.
Самое ценное, что есть у человека – это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье. Сегодня проблема сохранения здоровья детей все более отчетливо осознается представителями системы образования как профессионально значимая. Это объясняется тем, что само понятие «здоровье» трактуется более широко, чем просто отсутствие заболеваний. Под здоровьем сегодня понимается естественное состояние организма, полное физическое, психическое, духовное, моральное и социальное благополучие, уровень физического развития, соответствующий возрасту. Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.
Проект «Школа – территория здоровья» реализуется в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» и предполагает создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и в домашних условиях). В учреждении образования проект будет реализован посредством совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: формирование в сознании учащихся позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному и физическому здоровью как к важнейшей духовно-нравственной ценности; создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, обучающихся и их законных представителей к сохранению и укреплению здоровья.
Задачи:
- определить конкретные проблемы и направления по формированию здорового образа жизни у учащихся;
- создать условия для формирования у учащихся потребности в сохранении собственного здоровья;
- способствовать преодолению вредных привычек учащихся посредством занятий физической культурой и спортом;
- содействовать формированию устойчивых навыков ЗОЖ в семье, негативного отношения к вредным привычкам, умения принимать верные решения в пользу здоровья;
- создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;
- отработать механизм совместной работы всех заинтересованных служб, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ
Функции медицинского работника:
- контроль за прохождением медосмотров обучающимися;
- определение уровня физического здоровья на основании медосмотров учащихся, подписанных участковым педиатром;
- подготовка статистических данных о нарушениях здоровья учащихся;
Функции руководства: общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
- общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся в учреждении;
- организация и контроль учебных, факультативных занятий, спортивных секций по физической культуре и здоровью;
- обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул;
- разработка системы внеклассных мероприятий в шестой школьный день по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
- организация работы классных руководителей по программе сбережения здоровья и ее контроль;
- организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
- организация и контроль работы социальной психолого - педагогической службы учреждения образования.
- организация встреч учащихся, законных представителей с представителями здравоохранения.
Функции классного руководителя:
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении;
- организация и проведение в детском коллективе мероприятий по профилактике:
- частых заболеваний учащихся;
- детского травматизма на дорогах; - организация в режиме рабочего дня:
- правильного размещения учащихся при посадке;
- физкультминутки;
- гимнастика для глаз;
-контроль за правильной осанкой;
- соблюдение режима проветривания;
- контроль за снятием верхней одежды и сменой обуви учащимися; - организация и проведение профилактической работы с родителями;
- организация встреч родителей и учащихся с представителями правоохранительных органов, медработниками;
- организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения, знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения;
- просветительская деятельность и пропаганда по вопросам охраны и сбережения здоровья через проведение уроков ОБЖ и классных часов;
- организация подвижных перемен
Функции службы СППС:
- контроль пропусков учащимися занятий;
- диагностика адаптации учащихся;
- создание и корректировка социального паспорта школы;
- взаимодействие с законными представителями учащихся;
- работа консультационного пункта;
- работа «Родительского университета».
Функции педагога-организатора, руководителя физвоспитания:
- участие учащихся в исследовательской работе;
- организация Дней здоровья;
- организация мероприятий шестого школьного дня.
Функции учителей-предметников, библиотекаря:
- взаимодействие с педагогическим и ученическим коллективом для оказания информационной и выставочной работы в рамках реализации проекта;
- организация внеклассных мероприятий в рамках реализации проекта.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Первый этап: Подготовительный (сентябрь 2021 – ноябрь 2021).
- Оценка и анализ состояния здоровья учащихся учреждения образования.
- Планирование этапов реализации проекта
- Подготовка программно-методического обеспечения.
- Ознакомление законных представителей и учащихся с проектом «Школа – территория здоровья».
- Организация взаимодействия с медицинскими и другими социальными структурами в рамках реализации проекта «Школа – территория здоровья».
Второй этап: Практический (декабрь 2021- май 2022).
- Реализация проекта «Школа – территория здоровья» согласно плану мероприятий;
- Проведение заседаний инициативной группы проекта;
- Посещение и взаимопосещение учебных и факультативных занятий, создание методической копилки опыта;
- Мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в учреждении;
- Контроль за организацией образовательного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внеклассной деятельностью учащихся в рамках формирования здорового образа жизни;
- Коррекция проекта «Школа – территория здоровья» по мере реализации мероприятий (при необходимости).
Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (май 2022г.).
- Анкетирование законных представителей, учащихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации проекта.
- Сравнение медицинских показателей состояния здоровья учащихся до и после реализации проекта «Школа – территория здоровья».
- Мониторинг сформированности ценностных ориентаций учащихся учреждения образования на здоровый образ жизни.
- Обсуждение итогов реализации проекта «Школа – территория здоровья» в коллективе педагогов, законных представителей, учащихся.
- Освещение работы по реализации проекта в печатном СМИ и на информационном сайте учебно – педагогического комплекса.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
По завершении этапа проектирования управленческих решений следует этап исполнения. Согласно цели и задачам проекта спрогнозирована модель личности обучающегося:
Модель выпускника общего среднего образования:
Модель выпускника первой ступени общего среднего образования |
Модель выпускника второй ступени общего среднего образования |
Модель выпускника третьей ступени общего среднего образования |
- знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены; |
- знание основ строения и функционирования организма человека; |
- стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье; |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Снижение показателей заболеваемости детей.
- Стабилизация состояния здоровья учащихся по основным показателям.
- Повышение качества и уровня обучения учащихся.
- Повышение уровня воспитанности детей и подростков, навыков контроля и управления своими эмоциями и поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.
- Полученные в школе знания о здоровом образе жизни позволяют учащимся осознанно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ.
КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА
К должностной компетентности. Общее руководство осуществляет совет учреждения.
БАЗОВЫМИ КОМПОНЕНТАМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
- Ценностное отношение к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
- Система знаний по овладению методами оздоровления организма;
- Положительная мотивация, направленная на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
- Основы медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА
Медицинское направление предполагает:
- создание соответствующих санитарным требованиям условий для формирования и сохранения здоровья учащихся, а также для воспитания и обучения детей;
- составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
- проведение физкультминуток;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом расписания, режима дня;
- планомерная организация питания учащихся;
- проведение обязательного медицинского обследования.
Просветительское направление предполагает
- организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
- организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
- пропаганду физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры и здоровья;
- пропаганду здорового образа жизни через внеклассные мероприятия (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции, подвижные переменки);
- совместную работу с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма.
Психолого-педагогическое направление предполагает:
- использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности;
- обеспечение адаптации обучающихся на разных этапах обучения;
- развитие познавательной и учебной мотивации;
- формирование у обучающихся навыков саморегуляции и здорового образа жизни;
- организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
- организацию спортивных-массовых мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
- широкое привлечение обучающихся и их законных представителей к физической культуре и спорту, используя различные формы работы;
- совершенствование системы внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни обучающихся.
Диагностическое направление предполагает:
- проведение мониторинга состояния здоровья обучающихся;
- обследование условий проживания и воспитания обучающихся;
- контроль внеурочной занятости обучающихся.
РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ:
- Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
- Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
- Контроль за сменой видов деятельности учащихся в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
- Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение школьных помещений комнатными растениями.
- Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в школьной столовой.
- Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
- Привлечение учащихся к спортивно-оздоровительным и культурно-массовым мероприятиям во внеурочное время, занятиям в спортивных секциях, объединениях по интересам спортивной направленности, функционирующих в учреждении образования.
- Обучение учащихся правильному отношению к собственному здоровью через проведение бесед, классных и информационных часов, дискуссий и т.д. с учётом возрастных особенностей, с привлечением законных представителей и социальных партнеров.
- Создание комфортной атмосферы в учреждении и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
- Обучение учащихся оказанию доврачебной помощи себе и окружающим.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
Учет состояния здоровья детей:
- анализ медицинских карт;
- определение группы здоровья;
- учет посещаемости занятий;
- контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
- организация работы спортивных секций, объединений по интересам;
- индивидуальные занятия;
- подвижные перемены;
- дни здоровья;
- физкультминутки для обучающихся;
- классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной и культурно-массовой направленности.